Винный клуб. Дегустации.
статьи про вино

Хорошее вино

о муках выбора и ненужных сложностях

Выбор хорошего и лучшего вина

«Какое вино хорошее?» – сакральный вопрос из серии   «в чём сила, брат?» И мой любимый вопрос о винах.

Потому что возвращает любого эксперта на Землю и ставит под сомнение весь его опыт, заставляя резюмировать всё, что он понял или хотя бы выучил.

Учимся разбираться в винах

Симметричный ответ прост: хорошее вино – то, которое доставит удовольствие. Только он бессовестный. Любим за ёмкость, но исчерпывающе бесполезен.

«Не надо усложнять. Это плохое или хорошее вино?»

Почему же хочется усложнять? Почему, чем дольше ты изучаешь вино, тем сложнее говорить о нём коротко?

Сравните: «Доктор, мне плохо. Можно без сложностей? Просто дайте хорошую таблетку»

Нет никаких сложностей, если вопрос задаёт хорошо знакомый человек, пристрастия которого известны, и ясно, чего он ищет. Или очевидно, что вкусы совпадают – можно просто посоветовать своё любимое.

Неужели нет простых ответов?   Есть:

Для тех, кто хочет «хорошее вино» не вникая в детали: найдите виноманов, вкусы которых совпадают с вашими и пейте то же, что они.

Профессионал же тему «хорошего вина» для незнакомого человека должен раскрыть умело – как устрицу. И это редкий случай, когда ответ вопросом на вопрос – самый правильный. Потому что верная рекомендация будет зависеть от ответа на следующий вопрос:

Чего вы хотите от вина?

И для каждого варианта будет свой ответ на вопрос «какое вино лучше?»


Хорошее недорого

"Чтоб всем понравилось" – самый ёмкий критерий к вопросу «какое вино лучше?» у полок в супермаркете.

Если нужно выбрать недорогое вино для вечеринки и постараться угодить всем, то следует выбирать нейтральные, легко пьющиеся вина, не требующие к себе особого внимания. Ориентир – вина «по бокалам» в винных картах хороших кафе (не ресторанов), там вина как раз этой категории. Это ваша шпаргалка на случай дружных праздников. Смотрите, что там пишут и ищите то же самое в магазинах.

Бутылка хорошего белого

Недорогие хорошие белые (сухие):

  • Соа́ве (Италия). Это не сорт, это территория производства. На этикетках крупно именно она – "Soave".
  • Пино гриджо (Италия). Это сорт. На этикетке искать его – "Pinot grigio"
  • Шардоне (тоже сорт) из Аргентины, ЮАР, Новой Зеландии, России. Выдержанное в дубовых бочках шардоне будет помягче, «пожирней» и казаться немного слаще, выдержанное в стали – поживее и покислее.
    Информацию о способе выдержки шардоне почти всегда можно найти на контр этикетке – с обратной стороны бутылки. На основной этикетке будет просто написано "Chardonnay"
    Очень неплохое шардоне в стали делает, например, российская Лефкадия. Правда, ценник удручает.
  • «Зелёное вино» (Vinho verde), Португалия. Очень лёгкое белое вино с освежающей кислотностью, слегка игристое. Всего 9-11° алк. Идеальный летний вариант. На удивление редко встречается в меню заведений, но в специализированной винной рознице найти не составит труда.

На что здесь обратить внимание: простое белое сухое вино не должно быть соломенного цвета, если оно не выдержано в дубе. К сожалению, в этом ценовом сегменте белые вина (особенно российские) часто бывают переокислены, а из-за непрозрачной бутылки нет возможности оценить состояние вина по его цвету. Если бутылка прозрачная – лучше выбрать то, что светлей, бледней или зеленей. И моложе.

Неплохие полусладкие белые:

Венгрия – родина Токаев – предлагает довольно приятные полусухие и полусладкие вина из местных сортов фурминт и харшлевелю. Будучи хорошо охлаждёнными, эти вина сохраняют самобытную ароматику и пьются легко.

Через раз неплохими оказываются полусухие испанские. Но тут легко промахнуться. Поэтому, поймали удачную бутылку – берите ящик.

Бутылка хорошего красного

Недорогие хорошие красные (сухие):

  • Мерло (практически любой страны, включая Россию). Это сорт. На заграничных этикетках надпись "Merlot".
    Про наше: в сумраке дешёвых вин приятно удивило столовое "Мерло Millstream 1936", предложившее хороший баланс и лёгкий питкий характер за смешные деньги: до 200р. в рознице (Билла, Ашан).
  • Шираз (тоже любой… но лучше австралийский :) Это сорт. На этикетке будет указано либо "Shiraz" либо "Syrah".
  • Мальбе́к (это сорт) из Аргентины. Находите в магазине полку "Аргентина", а на ней этикетки с надписью Malbec. Довольно мягкое, но при этом яркое вино с ягодным и немного пряным букетом.

Приемлемые полусладкие красные:

Почему пренебрежительно «приемлемые»? Потому что я сноб.
"Полумеры" перестают быть интересны почти всем, кто движется в познании виннного мира, а не остаётся преданным фанатом того, что пил на 3-м курсе института.

Но я сам когда-то любил полусладкие, когда был маленький. Поэтому не вправе осуждать людей, которым это нравится. Тем более, что таких людей гораздо больше меня. И они сильней.

Далее будет сугубо субъективная, конкретная тройка, которая вытекла в ходе недавней дегустации «по долгу службы» из того, что стоит на полках московских сетевых супермаркетов:

  • Montenegrin Black (Черногория)
  • Domaines Arnaud (Франция)
  • Robertson Winery (ЮАР) это уже сладкое, не полу-

Они все не дороже 600р. в рознице и среди многих прочих выделяются в лучшую сторону.

На что здесь обратить внимание: на то, где его сделали! Хит недавней дегустации – Chateau Grenadier клинского разлива. Вся этикетка на французском и на французский же манер. А на контр этикетке – разгадка тайны ценника в 350р.

«Товарищ, помни!» : дешевле 400р./бут. – это риск. Всегда.


Бутылка хорошего игристого

Лучшие народные игристые:

  • Просекко (Prosecco) Ну кто его не знает. Массовое итальянское игристое вино из местного сорта гле́ра. В основном это сухие вина, реже полу-какие-то. Сладких и розовых просекко не бывает.
  • Российская альтернатива просекко - сухие игристые вина Aristov (почему-то на английском), - очень достойная бюджетная линейка от Кубань Вино.
  • Асти (Asti) Сладкий итальянский суперхит из сорта мускат. Комментарии излишни.
  • Ламбруско (Lambrusco) – ароматные игристые из Италии всех степеней сладости. «Весело и вкусно» (с) Тоже можно. Только осторожно. Особенно если оно у вас не первое. Вечером оно сладко улыбается, а на утро давит на ум и пытается выставить его на улицу.
  • Ка́ва (Cava) игристое вино из Испании. В основном сухое. Ещё демократично, но уже с характером. С ним аккуратно: привыкшим ко вкусу Просекко, Кава может показаться горьким (да, в испанском языке вино Кава мужского рода. Потому что вино).

Можно ли пить вино в коробках?

Можно. Но только сухое и в основном не российское (если говорить о ценности вина как самостоятельного напитка, а не сырья для глинтвейна).

Из приятных открытий последнего времени - сухое белое "Виорика мускатная" от Южной Винной Компании (группа Очаково), - очень яркий образец качественного столового вина из одноимённого сорта (куплено в Магните в Краснодарском Крае за 360р./2л.).

В остальном, черногорские и итальянские сухие вина в картоне – хороший выбор для бездумного розлива на шумных вечеринках. Из белых отмечу итальянский Trebbiano, поскольку с белым легче промахнуться. Треббьяно – простенький лёгкий сорт, к которому трудно придраться и так же трудно испортить.

(Вопрос «какое вино плохое?» частично раскрыт ниже, в п. №7)

Хорошее вино в подарок

"Хорошее вино в подарок" – это хрестоматийно образцовое вино, которое известно большинству ценителей. А "лучшее вино в подарок" – это уже чётко в угоду вкуса того, кому дарят.

У каждого винофила любовь к вину проходит различные стадии: периоды страсти к мощному красному сменяются романами с хрупкими белыми, запутанными историями с портвейнами и хересами и неизбежными моментами откровений с натуральными сладкими. Попробуйте выяснить, в какой стадии пребывает одаряемый – и купите ему звезду в этом сегменте.

Что выбрать, когда решать надо быстро?

Если нужно выбрать вино в подарок, но доступ к информации о предпочтениях сильно ограничен, то дарите сухое красное вино.

Если есть возможность выяснить отношение к другим категориям, то у вас больше шансов порадовать и быть оригинальней общей массы дарящих.

Примеры вин в категории «уже идейно, но ещё не запредельно»
(1500р.-5500р. в рознице):

Белые сухие

  • Рислинг тро́кен (Riesling trocken) Германия - дерзкие вина с яркой кислотностью. Рислинг – сорт винограда. Трокен означет «сухое».
  • Шабли премье́ крю (Chablis Premier Cru) Франция - классика «минерального» шардоне.
  • Пюлиньи́ Монраше́ (Puligny-Montrachet) Франция - классика мягкого шардоне, выдержанного в дубе.
  • Лафо́а («Lafoa») Италия - яркий аромат совиньона с травянистыми нотами.
  • Пуйи́-Фюме́ (Pouilly-Fume) Франция - спокойный совиньон с нотами "высеченного кремня".

Красные сухие

  • Сент Эмильо́н гран крю (Saint Emilion Grand Cru) Франция - классика Бордо, «правый берег».
  • Марго крю буржуа (Margaux Cru Bourgeois) Франция - классика Бордо, «левый берег».
  • Шатонёф-дю-Пап (Chateauneuf-du-Pape) Франция - пряная экспрессия с животными ароматами.
  • Бароло Канну́би (Barolo Cannubi) Италия - классика выдержанного итальянского вина, желательно не младше 7 лет. Бароло - название вина, а точнее апелласьона, т.е. это итальянский DOC. Каннуби - название виноградника. Производители могут быть разные.
  • Кьянти Ру́фина (Chianti Rufina) Италия - просто хорошее Кьянти:)
  • Танна́т (это сорт) из Уругвая. Кроме шуток. Если найдёте. "Tannat" на этикетке. Но не дешевле 1000р.
  • Отдельной строкой: новый российский бренд "Фантом" (виноградник в Ростовской области). Весьма интересен вариант "70\30", в котором 70% составляет чисто российский сорт красностоп и 30% – каберне совиньон. Яркое, хорошо слаженное, по-настоящему интересное вино. Из рисков – высокая цена при отсутствии доказанной способности к долголетию. Но ведь и обратного пока не доказано ...

Игристые

Сладкие белые

  • Соте́рн (Sauternes) Франция.
  • Айсвайн (Eiswein) Австрия - т.н. «ледяное вино».
  • Вин Са́нто (Vin Santo) Италия.
  • Речо́то ди Соа́ве (Италия).
  • Тро́кенбе́ренаусле́зе (Trockenbeerenauslese) Германия - если ваш именинник сможет сходу это прочитать, значит Вы попали в точку: знающие это вино люди относятся к нему с трепетом.

Сладкие красные

Креплёные сухие

  • Херес (Jeres, Sherry) разумеется, испанский.
  • Мадейра (Madeira) разумеется, португальская - на мой взгляд, лучший выбор среди креплёных, с точки зрения подарка до 5000р.

Креплёные сладкие

  • Сладкий херес Педро Химе́нес (Pedro Ximenez) – легендарный шерри из английских романов.
  • Портвейны (e.g. таких марок, как Quinta do Noval, Taylor's).
  • Марса́ла (Marsala) Италия (белое).

В этой подборке нет особой системы, это примеры навскидку, – шпаргалка на пожарный случай. C ударениями, чтобы вас быстрей поняли в винном бутике)

Грамотный кавист (консультант в бутике) предложит линейку из нужной вам категории исходя из суммы на покупку, – без неё адекватный совет невозможен.

Поэтому не стесняйтесь озвучить бюджет и расспрашивать консультантов. Подчеркну, что расспрашивать имеет смысл консультантов винных бутиков, а не сторожей винных отделов универсальных магазинов.

Вино к еде

Вино с едой

Вино встречает еду тремя гранями: вкус, аромат, спирт.

При этом спирт – это то, что выделяет вино как ингредиент. Об этом ниже. В остальном, вы можете сравнить вино с соусом – и поймёте, что всё не так сложно. Ведь базовых вкусов всего 4, и у нас богатый опыт их сочетания.

Простая параллель: чёрный чай + лимон + сахар = сочетание терпкого, кислого и сладкого. Кто-то не любит лимон, кто-то не станет класть сахар: суть в том, что мы способны интуитивно выбрать вкусы, которые дополняют друг друга и угадать, что будет вкусно, а что нет.

Например: Кислое+сладкое – ДА,
Горькое+сладкое – ДА.
Кислое+горькое – НЕТ ,
Горькое+горькое – Вряд ли*

* можно брать сочетания кислого вина и кислой еды, горького вина и горькой еды, но в этих случаях вино должно быть менее кислым\горьким во вкусе, чем закуска. А вот в случае сладкое-сладкое – наоборот: с мороженым хорошо сочетаются приторные вина (классика – херес Педро Хименес с ванильным мороженым). Вот такие хитрости:)

Конечно, проще подбирать еду после личного знакомства с вином, а не по описанию. Но и в описаниях вин, как правило, присутствуют основные акценты их вкуса.

Некоторые общие примеры:

  • Вина, которые горчат: белые сухие вина из сортов гевюрцтрами́нер, торронте́с, верде́хо; белые сухие вина юга Италии и Испании.
  • Вина с выраженной кислотностью: сухие немецкие рислинги, шампанское, молодые совиньоны.
  • Солоноватые вина: сухие хересы, некоторые греческие белые вина.
  • Сладкие: соте́рн, речо́то, айсвайн, портвейн, сладкий херес.

Здесь можно не усложнять. У вина есть вкус, у всего остального есть вкус – и эти вкусы должны сочетаться так, как нам нравится. «Хорошее вино» к еде – то, с которым вам вкусно.

В примере взят чай, как параллель «пятого вкуса» красных вин – терпкости (т.е. «вяжущего вкуса», называемого в вине «танинностью»).

Подбирая сочетания с вином – используйте параллели с негорячей едой:

Подойдёт ли это блюдо к терпкому вину?
– представьте его с остывшим крепким чёрным чаем.
Подойдёт ли оно к кислотному вину?
– что будет, если капнуть в это блюдо лимон?
Подойдёт ли это к горьковатому вину?
– что будет, если заесть это оливкой?
    И т.д.

Вино и еда не должны спорить о вкусах. Они должны дополнять друг друга, как и всё прочее на тарелке.

При этом соразмерность «весовой категории» вина и блюда важнее, чем правила типа «белое – к рыбе», потому что они отсюда вытекают.

«Весовая категория» – это сила, с которой блюдо\вино атакует наши рецепторы. Если вы сделали глоток, и у вас сразу впечатлений полон рот – у вас в бокале яркое вино. Блюдо следует выбрать сопоставимое, как минимум по силе восприятия (если, конечно, речь идёт о гастрономии, а не закуске на дегустации, цель которой – тормозить опьянение, не отвлекая от вина).

Вино и еда не должны спорить, кто круче.

Это об интенсивности вкуса и аромата, независимо от их профиля. Если достоинства одного напрочь заглушают достоинства другого – дружите с ними по отдельности.

Весомые параметры, определяющие интенсивность вкуса вина:

   - танинность (=терпкость)
   - крепость

Обращайте внимание на эти параметры в описаниях и во время дегустаций.

Вино с крепостью выше 13,5% я склонен считать «вином с повышенной крепостью» (для белых – уже от 13%).

Красные вина в целом воспринимаются ярче белых, а мясо животных, как правило, ярче рыбы – вот откуда расхожее правило «белое – к белому». Отсюда же и исключение: лёгкое красное вино (не терпкое и не сильно алкогольное) вполне может аккомпанировать рыбе. А если рыбка самобытна (например, ароматная камбала) – то с некоторыми красными она будет поинтересней, чем с иными белыми.

Вообще, с ароматами не так просто. Но вы лучше других знаете, какие ароматы вам нравятся, и навскидку назовёте несколько приятных сочетаний. Если вино не обладает ярким ароматом, то можно ориентироваться только на вкус. Если обладает – закройте глаза и представьте, что вам хочется к такому букету.

Для любителей коротких путей:

Быстрый способ подобрать еду под вино – посмотреть типичные сочетания в местности, откуда оно родом.

Другое дело, что под рукой может не оказаться хамона под испанское темпранильо или гуляша из зайчатины под Кьянти Руфина, но направление поиска будет понятно. (см. обзор еды под итальянские вина)

Поправки на алкоголь

Этанол – универсальный катализатор ощущений. В самом широком смысле, включая гастрономический.

Отсюда правило:

Не запивайте еду вином, пока не дожуёте, если не уверены в сочетании.

Это один из самых простых советов, который я могу дать. Если в набитый рот налить неидеально подобранное вино, на первый план вылезет спирт и вытащит с собой все недостатки сочетания. Делайте глоток между посылками в рот порций блюда. Если баланс близок к идеальному, этим правилом можно пренебречь. В остальных случаях вы удивитесь, как сильно улучшится сочетаемость;)

C вином не недо

Ещё несколько полезных НЕ:

– НЕТ орехам к вину (особенно грецким)
– НЕТ уксусу к вину (это про салаты и маринады)
– НЕТ консервам к вину
– НЕТ кофе перед вином

Итого, что в итоге.

В итоге – по любому нужен опыт. Причём, Ваш, а не экспертов. Сколько бы строк не исписали гурманы и критики о сочетаниях вина и еды, всё это – лишь напутствия и примеры в долгом пути личных экспериментов.

Даже основы этой науки со временем устаревают. За несколько десятилетий меняется пищевая индустрия, развиваются технологии виноделия. В результате, многие сочетания перестают работать. К тому же, появляются такие, которые вообще спорны, но в силу маркетинговых усилий или в силу стечения обстоятельств обретают популярность (например, фуа-гра и Сотерн…)

Нравится правило – пользуйтесь. Не нравится – найдите другое. Личный вкус – окончательный критерий.

См. ещё статью про сочетания еды и вина

Бокал хорошего вина соло

Есть вина, с которыми хочется остаться наедине. Это вина со сложной ароматикой, способной раскрываться в бокале в течение часа. И да – это чаще всего дорогие и очень дорогие вина. Возможно, вы уже сами назовёте примеры.

Если вы ещё не пришли к перебору домэнов Шамболь Мюзиньи (Chambolle Musigny) или сравнению винтажей Романе-Конти (Romanée-Conti), но вам уже интересно вино как центральная тема вечера, то пробуйте оценивать следующее:

Бутылка на «удивить»

Хороший херес в подарок

Здесь, разумеется, ориентироваться надо на вкусы тех, кого вы собираетесь удивлять, а не на вкус вина.

В расчёте на немедленные восторги, выбирать нужно яркие и не требующие объяснений решения.

Так, удивить можно годом урожая, размером бутылки (от распространённых 1,5 литровых «магнумов» до 6-литровых «мафусаилов» и совершенно невероятных 15-литровых «навуходоносоров»), её оформлением (итальянское вино «Диадема» с кристаллами Сваровски, запирающаяся на ключ бутылка хереса El Candado и множество примеров «дорого и богато» от шампанских домов).

В общем, тут глянец и промоушн производителей вам расскажут, чем нужно восторгаться.


Вино как инвестиция

Если коротко, то здесь вам не обойтись без консультантов и рейтингов. Это если вы собрались купить вино с целью продать.

Если на вас случайно «упала» бутылка, которая, как вы радостно узнали в интернете, стоит 40 тысяч рублей денег – не торопитесь брать под неё кредит. Чтобы продать бутылку вина такого уровня, необходимо предъявить её провенанс, т.е. историю жизни (хранения) или иметь репутацию серьёзного коллекционера – как в случае с дорогим произведением искусства. Без этого вам придётся пойти на серьёзные скидки.

Разумеется, если вы сами приобретаете вино с хорошей родословной, то будьте готовы обеспечить ему дальнейшие подобающие условия жизни: либо у себя, либо где-то за деньги. И имейте в виду, что инвестиционные вина покупаются, как правило, ящиками;) А ещё учтите, что продажа вина частными лицами в РФ незаконна.

См. статью про инвестиции в коллекционное вино



Вино «недоразумение»

Вино Гренадёр

Недоразумения бывают разного рода. Одни связаны с желанием заработать и грозят убытками, другие – с желанием сэкономить и грозят госпитализацией.

Полагаю, что среди читателей этого материала большинство – люди разумные, независимо от достатка. Вопрос «как заработать» был затронут выше в п.№5, и развернуть его можно только в отдельном материале. С вопросом «как не отравиться» гораздо проще: если в первом случае высокая цена – это риск, то во втором – почти панацея.

И всё же не могу обойти вниманием фантасмагории вроде разливных вин из «бочонков» на отечественных курортах, Asti DOСG родом из Подмосковья и Chateau Grenadier клинского разлива. И если последний пример – лишь трогательная мимикрия, годная в глинтвейн, то первые два примера – откровенный фальсификат, возможно, опасный для здоровья.

Собственно, чтобы не попасть в очередные тревожные хроники – обращайте внимание на происхождение вина и его состав. Как ни чудно здесь упоминание состава, но порой природа сомнительных напитков не скрывается производителем и мелко указывается на контрэтикетке, в тени яркой, выверенной маркетологами и юристами этикетки – вводящей в заблуждение, но неподсудной.

Например, Asti DOCG – надпись, ко многому обязывающая в Италии, но, видимо, нормально «прокатывающая» у наших органов. «Chateau Grenadier» от Esperanto Vin нигде не утверждает, что он француз, но всячески старается выглядеть, при этом честно признаваясь, где сделан.

Совсем мрак – с курортными винами «из-под крана» – там до информации придётся добираться болотами и с боями. В таких случаях... не надо.


Вино для глинтвейна

На мой взгляд, «хорошее вино для глинтвейна» – это вино, которое само по себе не интересно, но при этом качественное с точки зрения хотя бы российских ГОСТов. Использовать для глинтвейна по-настоящему хорошее вино – значит надругаться над ним, заявив, что его букет настолько «ни о чём», что мы ничего не теряем, убив его нагревом и специями.

Вино в коробках – как раз та категория вин, которые идеальны для глинтвейна. И в этой нише российские производители занимают своё заслуженное место. Только не стоит брать полусладкие и сладкие вина, а также сорт Изабелла.

Большинство «тетрапаков» с сухим мерло, каберне совиньон и шардоне (для белых глинтвейнов) – прекрасная основа для приличного глинтвейна, особенно если вы добавляете в него не готовые смеси в пакетиках, а свежие фрукты и настоящие специи. Разумеется, сухие столовые вина в бутылках тоже отлично подойдут. (рецепты глинтвейна)

Автор: управляющий "Винного Класса"  Окт. 2014 (редакция обзора вин Сент. 2017)

Навигация по сайту винного клуба
Поиск по сайту
Винный Класс (Москва)
+7 495 517 4148
наверх