Винный клуб. Дегустации, обучение.
статьи про вино

Апелласьон

Апелласьон (фр. appellation) – свод правил, определяющих винодельческую территорию и обязательные для неё условия выращивания винограда и способы производства вина. Это ключевое понятие в системе контроля происхождения и качества вина.

Смысл использования апелласьонов состоит, прежде всего, в закреплении на законодательном уровне правил и ограничений, при которых на данной территории получается наиболее интересное/удачное (с точки зрения успеха у потребителей) вино.

Таким образом, производитель, который сделал вино с соблюдением правил апелласьона и указал его на этикетке, получает продукт с предсказуемыми потребительскими качествами, что облегчает потребителю выбор в море миллионов бутылок, гарантируя результат. ...Как бы должно облегчать.

Ирония в том, что при указании апелласьона, у французов на бутылке не принято указывать "лишнюю" информацию, которая "зашита" в правилах апелласьона, как то: сорта винограда, особенности выдержки (в бочке\не в бочке) и прочее. Остаётся только год, производитель и география производства. Зато вкупе с апелласьоном, получается очень лаконичное и, как ни смешно звучит, подробное описание вина (в случае небольших апелласьонов, вроде шато) – при условии, что вы знакомы с правилами апелласьонов. Если не очень – смартфон вам в помощь и консультант, если повезёт.

Учимся разбираться в винах

Соблюдение правил определённого апелласьона удостоверяется соответствующей надписью на бутылке. Например:

Франция – Appellation d'origine controlee (или сокращённо AOC)
Италия – Denominazione di origine controllata (или DOC)
Испания – Denominacion de Origen (или DO)

Вместо слова «origine» или рядом с этой надписью обязательно указывается название апелласьона:

Denominacion de Origen
RUEDA
DOC
PROSECCO
Appellation d'origine controlee
ALSACE GRAND CRU

Поскольку понятие «удачного» вина по определению субъективно и спорно, периодически появляются вина, не соответствующие правилам своего апелласьона, но высоко оцениваемые экспертами и рынком. Успех таких экспериментов может (и должен) привести к изменению правил существующих апелласьонов и появлению новых – так происходит их эволюция: удачные эксперименты формируют правила, позволяющие наилучшим образом использовать потенциал региона, его «терруар».

Принцип апелласьонов Франции напоминает матрёшку: большие территории со своими правилами могут включать более мелкие (тоже апелласьоны) с более строгими правилами, а те – ещё более мелкие территории (тоже апелласьоны) с ещё более уточнёнными правилами.

Пример: шато Марго, как и любое шато – это минимальный апелласьон (неделимый). Он является частью апелласьона «Марго», являющегося частью апелласьона О-медок – одного из апелласьонов Бордо – самого крупного, который уже никуда не включается, а входит в число 12 региональных апелласьонов Франции (т.е. основных винодельческих территорий), наряду с Бургундией, Эльзасом и др.

Надпись Appellation Bordeaux Controlee на этикетке говорит нам о том, что содержимое сделано с соблюдением правил, установленных государством для апелласьона (территории) Бордо.

Надпись Appellation Margaux Controlee уже говорит о том, что содержимое соответствует не только правилам Бордо, но и более строгим правилам Марго.

Если производитель самого мелкого апелласьона нарушает какое-то его правило, то ему присваивается тот апелласьон, в правила которого он уложился. Если же он не уложился в правила самого крупного апелласьона, в границах которого находится его хозяйство, то он вообще не получает статуса AOC (т.е. статуса вина с контролируемым происхождением) и продаётся как «региональное» или столовое вино. (см. французскую винную классификацию). Чем мельче апелласьон – тем более предсказуемо содержимое бутылки для потребителя и тем выше её цена «при прочих равных».

Контроль за соблюдением правил апелласьонов осуществляют государственные органы страны и\или межгосударственные органы. Помимо этого существуют многочисленные консорциумы – добровольные объединения производителей, которые могут устанавливать дополнительные требования для создания отдельных маркетинговых ниш внутри официальных апелласьонов.

Системы апелласьонов разных стран находятся на разных стадиях «зрелости». Так, во Франции изменения случаются в разы реже, чем в более молодой системе апелласьонов Испании или Италии (смотрите феномен «Супер Тосканы» или историю Просекко).

Автор: управляющий "Винного Класса"

Навигация по сайту винного клуба
Поиск по сайту
Винный Класс (Москва)
+7 495 517 4148
наверх